Афазиология насчитывает более чем столетний период своего развития. Основоположником отечественных исследований, А.Р. Лурия, на основе изучения высших психических функций человека, разработана классификация афазий.
Использование этой методики позволяет специалисту не только определить форму афазии, но и составить программу восстановительного обучения, и подобрать приемы восстановления речи, письма и чтения.
Исследования детской афазии представлены в современной литературе лишь в виде описания отдельных случаев, базирующихся на собственном клиническом опыте практикующих логопедов.
Часто нарушения речи афазического характера при поражении головного мозга в детском возрасте имеют неглубокую степень выраженности. Недостаточность речевой функции иногда обнаруживается только при повторении малознакомых слов или при письме.
Такие особенности афазического дефекта имеют место в случаях с доброкачественными и медленно растущими опухолями и при ранних, и при поздних, то есть проявившихся после 12-летнего возраста, поражениях, когда функциональная специализация мозга считается уже завершенной. В отличие от доброкачественных, злокачественные опухоли и другие быстроразвивающиеся процессы (абсцессы, кровоизлияния и т.п.) проявляются отчетливыми нарушениями речевых функций уже в дошкольном возрасте.
Наиболее ярко недостаточность речевых функций у детей обнаруживается при исследовании слухо-речевой памяти. И у детей, и у взрослых с афазией отмечается повышенная тормозимость следов особенно в условиях смены деятельности, когда последующие по предъявлению группы слов как бы «стирают» следы предыдущих.
Отличия от взрослых больных с афазией состоят в том, что речевые нарушения в послеоперационном периоде сравнительно быстро (в течение 3-5 недель) регрессируют. Высокая обратимость речевых расстройств характерна не только для ранних, но и для относительно поздних поражений левого полушария, даже у подростков 12-15 лет.
Исследование детей с афазией, у которых органическое заболевание головного мозга произошло в раннем возрасте (до 6-7 лет), а до этого речь развивалась нормально, показало, что ни у кого из обследованных детей не наблюдалось спонтанного восстановления речи. В процессе специального обучения речь формировалась как бы заново, успешность овладения речью определялась условиями и методикой обучения.
Особое внимание следует обратить на сходную клиническую картину нарушений речи и слуха у всех детей. Афазия сочеталась с патологией неречевого слуха, которая проявлялась в непостоянстве реакций на звуки, в быстрой истощаемости этих реакций, в невнимании к звукам. Было обнаружено нарушение речевого слуха: резко затруднено дифференцирование отдельных звуков речи и особенно слов. Афазия во всех случаях была тотальной: дети не понимали и не говорили.
Ни у кого из детей не произошло спонтанного восстановления речи. Обучение их в детских садах для глухих, где проводились занятия по развитию слуха, приводило лишь к возможности различать на слух и повторять гласные, узнавать несколько слов путем чтения с губ. Обучение же их в классе для детей с алалией (врожденное недоразвитие речи) резко меняло в положительную сторону скорость и качество формирования речи.
Недостаточность исследований по проблеме возникновения и преодоления афазических расстройств у детей и подростков, отсутствие методической литературы по проблеме обуславливает углубленное изучение и разработку дифференцированной логопедической работы.
Перед логопедами и клиническими психологами реабилитационного центра Лассницхеецентральной задачей стоит выявление особенностей проявления афазического дефекта в детском и подростковом возрасте, а также возможность модификации стандартных приемов коррекционно-восстановительной работы, рассчитанной на взрослых пациентов, с учетом выявленных нами особенностей.
Очевидным явлется, что афазия в детском и подростковом возрасте, так же как и у взрослых пациентов, является системным нарушением речевой функции, связанным с органическим поражением головного мозга. В зависимости от локализации мозгового поражения у детей, как у взрослых, выделяются разные нейропсихологические синдромы речевых нарушений (или формы афазии). Степень проявления, выраженность и динамика (в том числе, спонтанная) афазических нарушений находятся в определенной взаимосвязи с этиологией мозгового поражения и с возрастом, в котором произошло нарушение.
Все эти особенности применительны к тому периоду развития ребенка, когда речь уже сформирована, и в той или иной степени упрочена. При этом восстановление или формирование тех сторон речевой функции, которые не получают достаточной зрелости, более замедлены, а направленное воздействие сложнее.
В настоящее время на основе модификации стандартных методов восстановления речи у взрослых больных (опыт работы с которыми в нашем реабилитационном центре измеряется уже четвертым десятком лет) были определены алгоритм и приемы коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков.
A-8301 Lassnitzhoehe,
Miglitzpromenade 18
Тел.: +43 (0) 664 8844-9346,
+43 (0) 664 8893-4835
http://www.sanlas.at
a.obukhovskaya@sanlas.at